Backchaining drill
Хорошо помогает «прочувствовать» любую фразу упражнение, которое называется backchaining drill — берется последнее слово, и на него нанизываются постепенно другие члены предложения. ‘Hamburger’ — ‘ a hamburger’ — ‘ to buy a hamburger’ — ‘ would like to buy a hamburger’ — и потом уже полностью: «I would like to buy a hamburger». Эта методика очень хорошо работает; она уже не раз доказала свою эффективность.
Это самое лучшее упражнение в обучении английскому произношению да и вообще, по -моему, любому иностранному языку. Некоторые УМК его тоже предлагают, причем на всех уровнях. Бывает, что никак не хочет слово «подцепляться». Тогда его тоже можно разбить на составляющие и посмотреть , какую часть вы не можете произнести. Например, ‘ham’ и ‘burger’ — посмотрите, что именно не получается, какая именно часть, дайте созвучные слова с теми же звуками, как и в проблемной части.
На самом деле «дриллы» в духе аудиолингвального подхода, хотя и дают начинающим студентам возможность «попробовать язык на вкус» и без лишнего стресса многократно повторить то или иное слово или выражение (что очень важно), в то же время не дают большого когнитивного эффекта. Иными словами, я могу сто раз произнести it, а ученик сто раз повторит за мной eat, в лучшем случае — укоротив. Порочный круг следует разорвать.
Cоветы для преподавателей английского языка:
1. При малейшей возможности «проблематизировать» ошибки ученика, интерпетируя сказанное им в соответствии с услышанным. We relaxed on the bitch. — Sorry Andrey, I’d prefer not to touch upon your sexual life. —??? 2. Давать слушать minimal pairs — слова, которые отличаются одним звуком. 3. Давать произнести те слова, которые предстоит расслышать в аудировании, поскольку не только восприятие звуков помогает их воспроизведению но и парадоксальным образом наоборот — мы часто не слышим того, что не можем сказать. 4. В случае неправильного повторения не повторять слово еще раз, а говорить «нет», добиваясь лучшего произношения. 5. Использовать фонетическую таблицу, в том числе для того, чтобы показывать ученикам, что они произносят.
Но намного важнее стратегия и понимание общей картины.
Произношение — область языка, непосредственно связанная со сферой телесного. Способность произносить напрямую зависит от осознавания и контроля тех частей тела, которые отвечают за устную речь — от губ и носа до гортани и связок и даже дальше — в легкие. Поэтому работа над произношением по определению не может быть исключительно интеллектуальной деятельностью. С этой точки зрения «подробно рассказывать, где находится язык, какое положение губ» — явно лучший ход, чем просто повторять, но все же недостаточно эффективный, поскольку рассказ не может заменить живой опыт. Преподавателю имеет смысл сделать нечто — причем сделать это быстро и весело! — в результате чего у ученика появится возможность осознать, где находятся его губы, как они могут скругляться и растягиваться и один раз «приземлиться» на нужную клетку в таблице IPA.
Здесь возникает другая проблема. Произношение связано не только со сферой телесного, но и со сферой социального. Так, акценты и всевозможные говоры помогают людям идентифицироваться с теми или иными социальными группами. Не знаю, существуют ли качественные научные исследования, но у меня есть большое подозрение, что улучшению произношения всегда сопутствует обогащение, расширение идентичности ученика, появлению новых самоидентификаций. «Я русский, но я могу звучать как этот парень из кино — он мне нравится. Иногда я — это как бы он» (моделирование в духе NLP). Устная речь исторически предшествовала письменной, и именно она пронизывает созание и подсознание, присутствует на уровне внутренних монологов и «фонологического кольца» рабочей памяти (http://en.wikipedia.org/wiki/Baddeley’s_model_of_working_memory). Я уверен, что успехи в произношении предопределяют успех в изучении языка вообще, хотя хотел бы увидеть подробные и системные исследования этой зависимости. Вы видели взрослых учеников с сильным произношением, которым плохо давалась бы грамматика? Я нет. Методика «Выбери себе кумира»
Исходя из всего этого, я бы посоветовал, во-первых, дать ученикам возможность подбирать себе англо-говорящих героев — образцов для подражания. По моему мнению, эта методика для постановки английского произношения еще лучше, чем backchaining drill. Пусть ученики смотрят видео, пусть смотрят теледебаты, слушают песни и смотрят клипы. Если «образец» возник — можно играть в «представь что ты». Во-вторых, по возможности (не забывая, что уроки все-таки языка) предоставлять им сведения о культуре стран, где говорят на языке и давать возможность остраненно, рассудочно посмотреть на собственную культуру, временно почувствовать себя на месте, скажем, американцев и т.д. Еще можно мягко и ненавязчиво пересказать ученику содержание этого поста — только без фанатизма. Все эти активности пусть напрямую и не связаны с произношением, но создают хорошую почву для преподавания произношения. Есть надежда, что в один прекрасный день ученик сам захочет звучать ближе к оригиналу — и возникнут условия для качественного сдвига «по всем фронтам».
Специалисты наших курсов помогут вам в изучении английского языка в Хабаровске.
englishgu.ru
|